Навіны і артыкулы

Настоящий фрилансер Александр Саенко: «В фотожурналистике 80% удачи и 20% умения реагировать на ситуацию»

Настоящий фрилансер Александр Саенко: «В фотожурналистике 80% удачи и 20% умения реагировать на ситуацию»

В хорошем кадре все решает точка съемки, считает фотограф, успевший сделать имя. ...

– Этот снимок оказался в новостной подборке Reuters «24 часа» и разошелся по всему миру, попал на первые полосы и развороты газет. А сделан был во время формального пресс-тура, – вспоминает Александр. – Я тогда работал в газете «Вечерний Гродно», журналиста с фотокором пригласили в пресс-тур по погранзаставам.

Все думали, что нам покажут границу с собаками, контрольную полосу, а нас привезли на заставу, где сплошной официоз.

Фотографы были разочарованы. Во время обеда я вышел на улицу, увидел, что ребята занимаются физподготовкой, спросил: «Можно ли снимать?» Мне разрешили. Положил камеру с широкоугольным объективом на землю, акцент сместился на берцы.

Тогда я еще был стрингером в Reuters, предложил им этот снимок, он оказался в новостной подборке «24 часа» и разошелся по всему миру. Под фото стояло мое имя.

После этого в редакции начался большой скандал – пограничники приходили выяснять отношения.

Оказалось, солдат ни в коем случае нельзя фотографировать, кроме как по стойке смирно. Я получил выговор, но дальше дело не пошло.

Часто в хорошем кадре все решает точка съемки. Люди привыкли смотреть с высоты своего роста, привыкают к тому, что видят. Но изменение точки (сверху или снизу) сразу привлекает внимание.

Для Reuters не нужны банальные фото, которые присылают тысячами. Но мое предположение меня не подвело.

Этот снимок выстрелил. Мир меняется очень быстро, любой может нажать на кнопку и получить хороший кадр.

Сегодня журналисты научились снимать с места события, монтировать короткие видеоролики. Нужно и нам научиться. Без этого не будешь востребован.

Фотограф превращается в универсального солдата. Но здесь есть и обратная сторона: если ты распыляешься, то делаешь работу посредственно.

Нужно постоянно поднимать профессиональный уровень, изучать новое, а не гордиться тем, что ты классный фотограф.

Снимок со Змитром Дашкевичем, выпущенным из Гродненской тюрьмы, занял первое место (категория «Новости») в открытом фотоконкурсе «Прессфото Беларусь, 2013 год»

 – Все знали день, когда Змитра должны выпустить на волю, но не знали точного времени, – говорит Александр Саенко.

 – Чтобы не допустить скопления журналистов возле тюрьмы, могли и в полночь освободить. Поэтому было организовано дежурство.

Я жил тогда недалеко и договорился со знакомой, чтобы она мне позвонила. Звонок раздался в 6 утра. Через 7 минут я был у ворот, а Змитер уже давал интервью.

Я работал на несколько изданий, нужно было сделать разнообразные снимки. Все снимали лицо Дашкевича, которое было исхудавшим, усталым.

Но тут увидел, как супруга Наста держит мужа за руку. Казалось, робко, но так, что никогда больше не отпустит. Я сделал акцент на руки и тюремную шапку. Здесь сплелась семейная история и тюремная. Но видно, что проявилась женская энергетика, способная перетягивать в новую жизнь.

Фотожурналистика на 80 % состоит из удачи и на 20 % из твоего умения реагировать на ситуацию.

Традиционно перед Пасхой в Гродно проходит крестный ход, 12 земных остановок Христа по пути на Голгофу. Фото с крестом заняло третье место в «Пресс-фото Беларусь, 2010 год» в номинации «Искусство и развлечение».

Интервью опубликовано в журнале "Абажур", источик фото.